Пресуппозиции НЛП

Под пресуппозицияминейролингвистического программирования понимаются некоторые базовые по­ложения, или, иначе, законы, которые составляют сво­еобразный фундамент данной научной дисциплины. Од­нако в силу того, что НЛП есть недирективная наука, данные базовые положения, или законы, также носят недирективныи характер и именуются пресуппозиция­ми (предпосылками, или, иначе, предположениями).

Соответственно, за каждым изучающим нейролингвистическое программирование как бы сохраняется право: принять или отвергнуть эти пресуппозиции. Однако на самом деле это иллюзия, поскольку данные предпо­сылки, основанные как на многовековой истории чело­веческих отношений, так и на исследованиях предше­ственников и создателей НЛП, определяют эффектив­ность не просто работы энэлпера с клиентом, но всей жизни человека.

Дело в том, что пресуппозиции нейролингвистического программирования суть очень интересная и строй­ная система убеждений относительно масштабов челове­ческих возможностей, взаимодействий, процессов обще­ния и изменений. А личное обаяние, овладение знаниями, отношения с другими людьми и творческий процесс зависят, прежде всего, от исходных (корневых) убеждений человека. Чтобы проверить эффективность пресуппози­ций НЛП, достаточно просто некоторое время жить и действовать исходя из того, что они верны, а потом оп­ределить полученный эффект, что, кстати, является прак­тической реализацией еще одной пресуппозиции нейролингвистического программирования: для того чтобы уз­нать, полезно ли то или иное, лучше всего попытаться его использовать.

В настоящее время существует множество различ­ных версий группировки пресуппозиций НЛП и их под­разделения на базовые, основные и дополнительные. Так, Р. Дилтс считает, что все пресуппозиции нейролингвистического программирования можно свести к двум базовым и четырнадцати основным.

Основные пресуппозиции НЛП

«Карта не есть территория

1. Люди реагируют на свое собственное восприятие реальности.

2. Каждый человек обладает своей собственной ин­дивидуальной "картой" мира. Никакая отдельная "кар­та" - отражение мира не является более "подлинной" или "настоящей", чем любая другая.

3. Смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает, независимо от намерений комму­никатора.

4. Наиболее "мудрые" и "дружественные" "карты" - те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что являются наиболее "подлинными" или "точными".

5. Люди уже обладают (по крайней мере, потенци­ально) всеми ресурсами, необходимыми для эффектив­ных действий.



6. Любое поведение - даже самое жестокое, сумасшедшее и невообразимое - представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, исхо­дя из возможностей и способностей человека, определяе­мых его моделью мира.

7. Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению "карты" мира данного человека.

Жизнь и "разум" являются системными процессами

1. Процессы, происходящие в человеке и при взаи­модействии человека с окружающей средой, являются си­стемными. Наши тела, сообщества и Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоян­но взаимодействуют и влияют друг на друга.

2. Невозможно полностью изолировать какую-ли­бо часть системы от всей остальной системы. Люди не мо­гут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает результаты воздейст­вия его поступков на других людей.

3. Системы являются "самоорганизующимися" и стремятся к естественному состоянию уравновешеннос­ти и стабильности. Нет поражений - есть только обратная связь.

4. Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Любое поведение, опыт или реакция могут служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с ос­тальной системой.

5. Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. То, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделять свой поступок от собственного "я", то есть положительные намерения, функцию, убежде­ния и тому подобное, вызывающие данный поступок, от самого поступка.

6. Любое поведение (на определенных уровнях) имеет "позитивное намерение". Оно воспринимается или воспринималось как положительное и приемлемое в том контексте, где оно получило развитие, и с точки зрения
человека, совершившего действие. Гораздо легче и про­дуктивней реагировать на намерение, чем на проблемное поведение.



7. Окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и вы­живания необходима определенная гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной час­ти системы. По мере усложнения системы требуется все большая степень гибкости.

8. Если ваши действия не находят ожидаемого откли­ка, необходимо варьировать свое поведение, пока не достигнете желаемого» .

Мы считаем, что в качестве базовых пресуппозиций должны фигурировать следующие пять:

1)карта - это не территория;

2)жизнь и разум - системные процессы;

3)убеждение - это самооправдывающееся проро­чество и самореализующееся предсказание;

4)сознание и тело - части единой биокибернетиче­ской системы и

5)Вселенная - сфера дружественная.

Однако, поскольку данная книга является не теоре­тической, а, наоборот, сугубо практической (хотя и исхо­дит из того, что нет ничего практичней хорошей теории), не вступая ни с кем в теоретический спор, приведем важ­нейшие, на наш взгляд, основные, дополнительные и «спе­циальные» пресуппозиции Восточной версии нейропрограммирования.


5023808125748711.html
5023847401778026.html
    PR.RU™