Системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО 9000

Современные организационные основы формирования механизма менеджмента качества заложены в международных стандартах ISO (ИСО) серии 9000, определяющих требования к системам менеджмента качества (СМК) на предприятиях. МС ИСО серии 9000разработаны и утверждены в 1987 г. международной организацией по стандартизации ИСО (International Standart Organization, ISO)

В соответствии с терминологией МС ИСО «система менеджмента качества — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству».

Кроме того, комплекс стандартов ИСО, регламентирующих требования к системам менеджмента качества предприятий, включает еще ряд стандартов:

ИСО 9000:2005 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»;

ИСО 10012 «Системы менеджмента качества. Требования к процессам измерения и измерительному оборудованию»;

ИСО 10015 «Менеджмент качества. Основные направления подготовки персонала».

Применение отечественными предприятиями МС ИСО серии 9000, с одной стороны, обеспечивает основу для формирования систем управления качеством на предприятии, а с другой — является важнейшим фактором, подтверждающим потенциальные возможности предприятия по выпуску продукции высокого качества, которое может быть достигнуто путем проведения сертификации систем менеджмента качества и производств.

МС ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться как для внутреннего приме- нения организациями, так и в целях сертификации или заключения контракта. Этот стандарт направлен на обеспечение результативности системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

Структура стандарта МС ИСО 9001 включает следующие разделы.

1. Область применения. Требования к СМК. Стандарт охватывает все стадии жизненного цикла продукции, при необходимости от дельные положения стандарта можно исключить (например, для торговых предприятий — стадию производства продукции).

▪ Нормативные ссылки (например, стандарты ИСО серии 9000). 


▪ Термины и определения. Ссылка на ИСО 9000. 


▪ Система менеджмента качества. Общие требования к системе, требования к документации, использование принципов TQM. 


▪ Ответственность руководства(обязательства руководства, ориентация на потребителя, политика в области качества, ответственность, полномочия и обмен информацией, анализ со стороны руководства). 




▪ Менеджмент ресурсов. К ресурсам СМК относятся: нормативная и методическая документация; человеческие ресурсы; инфраструктура. 


▪ Процессы жизненного цикла продукции (планирование процессов жизненного цикла продукции, процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка, закупки, производство и обслуживание, управление устройствами для мониторинга и измерений). 


▪ Измерение, анализ и улучшение (удовлетворенность потребителей, внутренние аудиты, управление несоответствующей продукцией, анализ данных, улучшение, корректирующие и предупреждающие действия). 


В основе МС ИСО серии 9000 лежат восемь основных принципов TQM. (Ориентация на потребителя, Лидерство руководителя, Вовлечение работников, Процессный подход, Системный подход к менеджменту. Постоянное улучшение, Принятие решений, основанных на фактах, Взаимовыгодные отношения с поставщиками). Таким образом, внедрение МС ИСО серии 9000 может рассмариваться как основа для реализации TQM на предприятии, поскольку эти стандарты устанавливают определенный минимум требований, который должен быть соблюден для обеспечения качества и регулирования отношений между производителем и потребителем.

32) Управление качеством на предприятии: основные понятия, функции, методы

Под управлением качеством продукциипонимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации и потреблении, в целях формирования, обеспечения и поддержания заданного уровня качества продукции.

Механизм управления качествомпредставляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Объекты управления качеством продукции— это показатели качества продукции, факторы и условия, определяющие их уровень, а также процессы формирования качества продукции.

Субъекты управления качеством продукции— это органы управления и отдельные лица, реализующие функции управления качеством в соответствии с установленными принципами и методами.



К функциям управления качеством продукции на предприятииотносятся:

прогнозирование и планирование качества продукции;
оценка и анализ качества продукции;
контроль качества продукции;
стимулирование качества продукции и ответственность за него.

Под методом управления качествомпонимается совокупность приемов и правил воздействия на объекты управления, направленных на достижение требуемого качества.

Выделяют следующие методы управления качеством:

1) организационные (административные):

▪ 
а) распорядительные (директивы, приказы и т. д.);


▪ б) регламентирующие (нормы, нормативы, положения);

▪ в) дисциплинарные (ответственность и поощрение); 


2) социально-психологические: 


а) социальные (воспитание и мотивация);


б) психологические (создание психологического климата в коллективе, психологическое воздействие положительными примерами);

3) технико-технологические:


а) технические методы контроля качества;


б) методы технологического регулирования качества продукции и процессов;

4) экономические:

а) методы экономического стимулирования и материальной заинтересованности;

б) ценообразование с учетом уровня качества;

в) финансирование деятельности в области качества


5023172886865068.html
5023195443818337.html
    PR.RU™