Концептуальные положения

Современный интерес к индивидуальному здоровью человека как никогда актуален. Это подтверждается наличием большого количества исследований, в том числе и ведущих отечественных ученых. Круг исследований затрагивает различные области наук — философии, медицины, психологии, педагогики — и весьма разнообразен. Среди авторов исследований особо следует выделить Айзман Р. И., Абульханову-Славскую К. А., Зитлер А. А., Лосеву А. Ф., Аршавского А. И., Ананьеву Б. П., Татарникову Л. Г., Федорову Ю. М. и др.

Поскольку установлена зависимость здоровья человека от образа жизни, экологической ситуации, появилась необходимость конструктивной теории, определяющей место каждого субъекта (семьи, ДОУ, школы, органов здравоохранения) в выполнении главных задач социальной политики. Эти задачи решает новое направление в науке о здоровье - валеология, которое все активнее стало заявлять о себе на исходе XX века. Оценка ее как науки - неоднозначна, однако несомненно, что, выступая на стороне защиты здоровья подрастающего поколения, она все больше и больше заявляет о себе как наука, способная взять на себя решение с учетом медицинских показаний определенной части специфических - профилактических, системно-педагогических задач. Данное направление характеризует два взаимодополняющих блока, представляющих своеобразную систему:

1. педагогическая валеология, направленная на сохранение и укрепление здоровья методами и средствами педагогики;

2. медицинская валеология, предполагающая достижение тех же целей научно обоснованными средствами профилактической народной и оздоровительной медицины.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития.

Основными понятиями педагогической валеологии являются «валеологическое образование», «валеологическое обучение», «валеологическое воспитание», «валеологические знания», «валеологическая культура».

Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Валеологическое обучение – это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.



Валеологическое воспитание – это процесс формирования ценностно - ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.

Валеологические знания – это совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

Педагогическая валеология ставит перед собой следующие задачи:

1. Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

2. Обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.

3. Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т. п.

4. Валеологическая оценка и организации и содержания обра-зовательного процесса в образовательном учреждении и его соот-ветствующая коррекция.

5. Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.



6. Работа с педагогическим составом образовательного учреждения в двух направлениях:

- создание коллектива единомышленников-педагогов для

осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся;

- валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска .

Таким образом, формирование валеологической культуры – это целенаправленный процесс изменения представлений, знаний и поведения старших дошкольников по отношению к себе, своему здоровью, а также по отношению к людям и их здоровью в результате воздействия на них педагогов ДОУ и родителей по заранее спроектированной модели с помощью адекватных мер и приемов воздействия .

Необходимость становления валеологической образованности дошкольников обусловлена формированием мотивационной сферы детей, которая к старшему дошкольному возрасту приобретает осознанный познавательный характер. Устойчивая мотивация на формирование здоровья дошкольников рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений гуманизации образования.

В работах Татарниковой Л. Х. назначение валеологии, валеологической культуры рассматривается как «присвоение на личностном уровне концепции здоровья в различных доктринах и следование индивидуальной программе здорового образа жизни».

Также одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров О. В. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) . В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья дошкольников, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития дошкольников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О. В.)

Сластенин В. А. дает следующее определение: Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. (В. А. Сластенин)

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса) ;

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

• Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т. п.

• Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т. п. Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные, так и комплексные (интегрированные) .

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности) ; образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные) ; социальные (технологии

организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения) ; психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития) .

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические) ; педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ

В последнее время в научной литературе, равно как и в авторских программах воспитания, обучения, образования вопросу самопознания, самовоспитания, культуре здорового образа жизни уделяется большое внимание. Многие известные программы, такие как "Радуга", "Здоровье", "Истоки", "Здравствуй! " и др., ориентированные на развитие здорового ребенка, однако в них недостаточно глубоко представлен валеологический компонент.

План мероприятий

Программа состоит из двух разделов, и каждый раздел включает в себя теоретическую и практическую части:


5019451003569600.html
5019506368165534.html
    PR.RU™